Официальной датой рождения регулярного авиасообщения в Новосибирской области принято считать 17 мая 1929 года, когда из Новосибирска в Омск впервые вылетел почтовый самолёт «Фоккер». Уже через год самолёты из столицы Сибири летали в Новокузнецк, затем воздушные мосты навели в Кемерово, Белово, Свердловск... К началу Великой Отечественной Новосибирский городской аэропорт был уже крупнейшим авиатранспортным узлом за Уралом. Таковым он и оставался до 1957 года, когда под Новосибирском была открыта новая большая воздушная гавань – «Толмачёво». С тех пор городской аэропорт стал обслуживать в основном местные авиалинии – область, соседние регионы, а затем ещё и нефтяные «северА» в Томской и Тюменской областях.
В 60-е в сельских районах Новосибирской области началось активное строительство небольших аэродромов для приёма и отправки грузовых и пассажирских «кукурузников» – самолётов АН-2. Этот главный сельский воздушный трудяга десятилетиями возил в глубинку людей и почту, работал «скорой помощью», переправляя тяжёлых больных в новосибирские больницы, гербицидил и удобрял колхозные поля, проводил аэрофотосъёмку, боролся с вредителями леса... Трудно найти на территории области место, где бы не приземлялся «кукурузник»: для посадки ему достаточно ровной площадки длиной в пятьсот метров.
– Да, много работы было в те времена! – Геннадий Васильевич КУЛИЧЁВ, бывший начальник Новосибирского городского аэропорта, один из самых известных и авторитетных авиаторов области, с удовольствием вспоминает былое. – Восемь лет своей жизни я отдал малой авиации. Наш 116-й лётный отряд весной и летом занимался сельхозработами и лесозащитой – это опыление лесов от клеща, рассев минеральных удобрений, борьба с сорняками, полеганием хлебов. В августе-сентябре работали ещё и в Узбекистане, на десикации и дефолиации хлопчатника. Ну а зимой на тех же АН-2 перевозили грузы и пассажиров.
Уже к середине 70-х из городского аэропорта Новосибирска ежедневно летали самолёты в 15 населённых пунктов области. И ещё более чем в 20 городов и посёлков за пределами НСО – от Омска до Братска, от Усть-Каменогорска и Бийска до Читы. Парк самолётов к тому времени уже состоял из более вместительных и комфортных АН-24 и ИЛ-14, а «кукурузник» АН-2 использовался в основном в пригородных рейсах
А затем были введены в эксплуатацию и чешские «турболёты» L-410 – комфортные, надёжные, быстрые. Крейсерская скорость – 400 километров в час: полтора часа – и ты в Кыштовке, Северном, Карасуке, Купино. Осенью 1983 года был торжественно открыт новый аэровокзал в райцентре Баган – он оказался последним построенным крупным объектом сельской пассажирской авиации в Новосибирской области.
Что из себя представлял обычный сельский аэродром? Маленькое здание вокзала с кассой, вышка связи, грунтовая или (редко) бетонная полоса. Начальник аэродрома обычно был одновременно и радистом, и диспетчером, и метеорологом. Для чистки полосы нанимали колхозных механизаторов.
– У отдалённых сельских территорий в 60-70 годы с развитием местной авиации началась совсем другая жизнь, – говорит Геннадий Куличёв. – Люди там перестали ощущать себя отрезанными от внешнего мира жителями «медвежьих углов». Село и областной центр благодаря авиасообщению стали друг для друга действительно близкими и доступными. Особенно это было важно в условиях недостаточного развития дорожной сети в отдельных районах. Почта стала приходить быстро, больше не было проблемой экстренно доставить в облбольницу человека с травмой или тяжёлым заболеванием. В городском аэропорту круглосуточно стоял «под парами» специальный борт для «санзадания», готовый в любой момент вылететь в любую точку области.
– Много летали сельчане в те времена? Востребован ли был этот вид транспорта?» – спрашиваю Куличёва.
– Летали очень много, – отвечает. – И командировочные, и обычные люди в гости к городским или сельским родственникам, и областное начальство, и приезжие из соседних регионов. Вообще не помню, чтобы куда-то летел пустой незаполненный пассажирами борт.
На рейсы в отдалённые районы Кулунды и севера области билет стоил 10-12 рублей. Но проблемой это не было: каждый день летать незачем, а при необходимости обычный гражданин вполне мог себе позволить потратить такую сумму. На рейсы в пригородные районы билет стоил от 2 до 4 рублей.
– Вот, например, Колывань: 25 километров от Новосибирска, а в 70-е годы мы делали туда по три рейса в день.
Жители района летали много: с билетами практически всегда была напряжёнка. Много летали в Новосибирск в командировки: жизнь в районе била ключом, работало много сельхозпредприятий, других организаций. Обычно человек утром вылетал в Новосибирск, делал там дела, а назад в Баган возвращался уже на поезде «Новосибирск – Кулунда».
Билеты мы продавали только по предварительным заявкам, помню, чуть ли не каждый день ругалась по телефону со своей коллегой – кассиром аэропорта в Карасуке. Та продавала больше билетов своим, транзитным карасукским пассажирам, почти не оставляя билетов для баганцев. А сейчас от аэродрома даже фундамента не осталось.
В 1991 году с исчезновением СССР быстро начала умирать и малая авиация.