У Жукова
Князь Глеб Святославич — сын князя Святослава Ярославича, брат Олега Святославича, того самого, что периодически мелькал в летописях под прозвищем Гориславич и периодически терзал Русь вместе с половцами.
Биография Глеба на первый взгляд мало отличается от биографий большинства русских князей периода феодальной раздробленности. Ввиду политической нестабильности долго усидеть на троне у Глеба получалось не всегда. Дважды он княжил в Тмутаракани, затем был князем Новгородским. Но запомнился он не этим.
Во-первых, Глеб прославился тем, что стал первым, кто провел на Руси первые топографические и гидрографические работы, измерив по льду расстояние между Тмутараканью и Керчью, о чем была сделана надпись на соответствующем камне. В XIX веке, да и в ХХ веке тоже, на Тмутараканский камень периодически набегали идейные предшественники Фоменко, Чудинова и прочих Носовских, пытавшиеся объявить его подделкой. Споры о подлинности Тмутараканского камня длились вплоть до 1979 года. Уже в советское время были проведены всевозможные экспертизы этого артефакта и сделан подробный анализ надписи, которые подтвердили его подлинность.
А вот второй случай должен быть особенно внимательно изучен той частью подписчиков нашей группы, которая в ответ на появляющиеся в группе посты с критикой того или иного деятеля заявляет: "А почему бы Клим Санычу/министру-администратору/главлитературоведу/админу-неофиту не устроить диспут с %username%. Дело было так. В 1071 году по Руси прокатилась волна восстаний. Естественно, на волне этих восстаний в ряде русских городов появились волхвы. Если на Белоозере вовремя оказавшийся поблизости воевода Янь Вышатич на корню успел пресечь поползновения волхвов, то в Новгороде еще один волхв сумел взбунтовать весь город. Вот как об этом писала "Повесть Временных Лет":
"Волхв явился при князе Глебе в Новгороде. Он разговаривал с людьми, притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, разглагольствуя, будто наперед знает все, что произойдет, и, хуля веру христианскую, он говорил ведь, что перейду Волхов на глазах у всех. И замутился весь город, и все поверили в него, собирались убить епископа. Епископ же, с крестом в руках и в облачении, вышел и сказал: Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же истинно верует, то пусть тот к кресту идет. И люди разделились надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли и стали за волхвом. И начался мятеж великий в людях."
Глеб не мог оставить этой ситуации без внимания. Собрав дружину, он встретил толпу у двора епископа. Понимая, что ситуация может кончиться не очень хорошо, и будучи пришлым князем, Глеб решил гасить мятеж в зародыше, проще говоря его обезглавить. Понимая, что в искусстве балабольства и пустопорожней демагогии он ничего не противопоставит профессиональному болтуну - торговцу опиумом для народа, Глеб решил подстраховаться. Спрятав под плащ топор, князь пошел на переговоры с волхвом.
Диалог проходил следующим образом: Глеб спросил волхва
-А знаешь ли ты, что случится с тобой до вечера?
-Все знаю- ответил волхв
-Хорошо - ответил Глеб, - а знаешь ли ты, что с тобой будет прямо сейчас?
-Чудеса великие сотворю - ответил чувствовавший свою силу и безнаказанность проповедник
-А вот хрен тебе, - сказал князь Глеб и от всей души приложил волхву топором в жбан, дав понять, что является более эффективным полемистом.
Народ, до этого готовый идти за волхвом хоть на копья княжьей дружины, предпочел разойтись по домам. Подобный исход событий, а также толкаемые волхвом телеги позволяет ряду исследователей говорить, что вышеозначенный волхв принадлежал к последователям учения богомилов (к сумасшедшему по имени Богумил Голяк отношения не имеющим), сиречь секты манихейского толка.
Дальнейшая судьба князя Глеба была печальной — в 1078 году новгородцы его тоже изгнали и в апреле того же года он был убит в походе на чудь заволочскую.